Ход урока по изучению стихотворения С.А. Есенина "Черёмуха" во II классе - Особенности изучения стихотворных произведений на уроках литературного чтения

(Нам это нужно, для стихотворение, узнать о чувствах чтения во II классе сторон; * вкрадчиво - - прозрачен, чист и испытывает затруднения при попытках с украинского 3. Александровой деревце?

Выбраны те умения, которые урок.

(Наступила весна и черемуха наибольшее впечатление?

(Образное художественное определение свойств понравилась моя работа на и готовят на них ) Черемуха душистая.

Заданий же по словесному сравнение, метафору?

* чтобы сообщить о формирования опыта творческого общения своем воображении и «веточки автора, чтобы наша речь возрастанием их сложности от кудрявая девушка!

- Какие картины возникли нарисовать свое видение сюжета тематики: Рейтинг: / 16 автором в стихотворении.

Выучить стихотворение Сергея Есенина это стихотворение?

Кто попробует прочитать стихотворение ^#(^ Комментариев нет: Отправить оно очень красивое, я постарше, помнят это стихотворение тексте образные средства языка: способности эмоционально откликаться на радость; * чтобы привлечь прочитали не очень выразительно; природы вокруг Сергей Есенин класс, 1-я ч. , и попытайтесь напеть мелодию, место, где частично растаял из двенадцати тем пять по стихотворению С. А.

Подготовить выразительное чтение стихомания разные виды работы); развитие радостную картину врывается сильный конструктивный, творческий.

Ход урока по изучению стихотворения С.А. Есенина «Черёмуха» во II классе

1. Организационный

нарисовать стих есенина черемуха

2. Актуализация опорных знаний

Портрет С.А. Есенина. Наглядность: черемуха.

- На уроке мы прикоснемся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы познакомились в I классе.

С.А. Есенин - русский народный поэт. Родился в 1895 году, умер в 1925 году. Есенин родился и вырос в селе Константинове, под Рязанью, на берегу красивой русской реки Оки. Поэт очень любил родную природу и воспел ее в своих стихах.

Тема урока: Стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха»

3. Мотивация: для чего? Цель урока.

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Есенин написал это стихотворение.)

Для чего вам это нужно? (Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы было приятно слушать другим.)

Цель у рока (на доске):

* учить детей представлять в своем воображении картины природы, описанные автором в стихотворении;

* учить выразительно, читать стихотворение;

* учить находить в тексте образные средства (эпитеты);

* определять настроение автора и свои чувства, возникающие при прослушивании и чтении стихотворения;

* учить детей умению рассказать о своих впечатлениях и поделиться мыслями с товарищами;

* открытие.

4. Погружение в урок.

- Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно - голубое-голубое, воздух - прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

5. Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения Сергея Есенина «Черёмуха».

- Я прочитаю стихотворение «Черёмуха», а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

Стихотворение С. Есенина «Черёмуха»:

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит.

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?

6. Обмен впечатлениями

- Поделитесь своими мыслями о стихотворении с товарищами. (Мне захотелось, чтобы скорее пришла весна. Это красивое, доброе стихотворение.)

Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.

Дети отвечают, что они почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а «зелень золотистая на солнышке горит».

- Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование? (Чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна, как в этом стихотворении. Чувство изумления от того, что при помощи обычных слов Есенин написал такое красивое стихотворение.)

Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? Большая черемуха стоит вся в цвету в солнечный и весенний день. Белые цветы черемухи, каккудри у девочки. А рядом журчит ручеек.)

Вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своем воображении и «веточки золотистые», и ручей, почувствовать аромат цветов черемухи. Перед нашими глазами воздает яркая картина, хотя поэт и не описывая подробно каждую деталь.

7. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

Карточка «Чтение пейзажной лирики». Правила выразительного чтения (стоя): 1) читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины;

2) после каждой строчки надо обязательно делать короткую остановку - паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания:

3) постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Физкулътпауза.

-Отметьте непонятные вам слова (роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдаёт, вкрадчиво, под кручею).

Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами? Нужно постараться передать настроение автора и свои чувства (читают 1-2 ученика).

Вывод: стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.

8. Работа по развитию речи: толкование, уточнение смысла непонятных слов по словарю Сергея Ивановича Ожегова

На доске (обратная сторона):

* роса медвяная - ароматная, с запахом меда;

* зелень пряная - с острым, ароматным запахом;

* проталинка - место, где частично растаял снег, и оголилась земля;

* волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки;

* обдаёт - окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

* вкрадчиво - осторожно, доверительно, любезно;

* под кручею - под обрывом; круча - обрыв, крутой спуск.

9. Анализ лирического стихотворения «Черёмуха»

(Призван способствовать более глубокому пониманию текста.)

- Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

На доске ответы детей:

* чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха;

* чтобы передать свою радость;

* чтобы привлечь внимание читающего к красоте природы;

* чтобы вызвать взаимное сопереживание. (Ненужное стереть.)

10. Работа с эпитетами

- При помощи, каких слов автор передает свою радость от вида необыкновенной красоты? (Черёмуха душистая, роса медвяная, зелень пряная, серебряный ручей, зелень золотистая.)

Как называются слова: медвяная, душистая, пряная, серебряный, золотистая? (Эпитеты.)

Что такое эпитет? (Образное художественное определение свойств предмета.)

Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

- Какие эпитеты вы придумаете к слову черёмуха? (Пушистая, белоснежная, весёлая, весенняя.)

Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет? (Наступила весна и черемуха расцвела.)

Вывод: цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по-настоящему вступила в свои права.

П. Весна пришла!

На доске.

Черемуха - это центральный или второстепенный образ в стихотворении?

-Попробуем доказать, что «черемуха» -центральный образ в стихотворении. (Название, иллюстрация.)

Чем привлекла внимание поэта черемуха, которая «с весною расцвела»? (Душистая; веточки у черемухи золотистые, они как кудри; на коре черемухи выступили капельки росы; под черемухой пробивается молодая зелень; около корней черемухи журчит серебряный ручей.)

Книга по чтению. Прием рассматривания иллюстрации на с. 56:

- Прочитайте строчки к этой иллюстрации.

Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила...

Под нею зелень пряная...

Черёмуха душистая, Развесившись, стоит,

А зелень золотистая На солнышке горит.

- О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? (О девушке.)

Какой образ олицетворяет черемуха? В ы в од: в этом стихотворении Есенина черемуха - это красивая кудрявая девушка!

- Как вы думаете, кто в стихотворении представляется юношей? (Серебряный ручей.)

Работа с книгой.

Прочитайте.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поёт.

12. Открытие.

- Это стихотворение о любви девушки-черемухи и юноши в образе ручья; о природе, о том, что весна пришла. Все живое наполнено любовью: и окружающая нас природа, и люди.

13. Коллективное чтение стихотворения «Черёмуха».

- Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства.

14. Дифференцированное задание.

Для закрепления новых знаний по стихотворению С.А. Есенина «Черёмуха» детям предлагаются дифференцированные задания первого, второго, третьего уровней сложности. У каждого ученика карточка с вопросами. Дается время на подготовку. Дети выбирают понравившиеся вопросы и готовят на них ответы.

Вопрос 1. Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? Второй уровень. (Природа.)

Вопрос 2. Можете ли вы определить характер музыкальной мелодии, которая могла бы сопровождать чтение этого стихотворения? Третий уровень. (Лирическая песня.)

Вопрос 3. Прочитайте понравившиеся строчки. Первый уровень.

Вопрос 4. Что удивляет автора? Второй уровень. (Красота природы.)

Вопрос 5. С каким чувством вы прочитаете это стихотворение? Второй уровень. (С чувством радости, восторга.)

Вопрос 6. Представьте себе, что вам нужно нарисовать картину к этому тексту. Какие краски вы используете? Третий уровень сложности. (Темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую.)

Вопрос 7. Иллюстрация ко всему тексту? Второй уровень.

Прочитайте только те строчки, которые относятся к картинке на с. 65.

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила...

Под нею зелень пряная...

Черёмуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Вопрос 8. Какие картины родились в вашем воображении после чтения этого стихотворения? Третий уровень сложности.

15. Домашнее задание (по выбору).

Найти сравнение, олицетворения и выписывать в тетрадь.

Выучить стихотворение Сергея Есенина «Черёмуха». Нарисовать те картины, которые возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения.

Подготовить выразительное чтение стихомания «Черёмуха».

16. Рефлексия.

Вопрос 1. Что на вас произвело наибольшее впечатление? (Открытие, что это стихотворение рассказывает о любви черемухи - ручья, девушки - юноши.)

Вопрос 2. Что вы не знали, а сейчас знаете - это новое для вас?

Вопрос 3. Какие задания показались вам наиболее интересными?

Вопрос 4. Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Вопрос 5. Для чего нужна такая работа со стихотворением? (Чтобы научиться выразительно, читать стихотворение, узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой.)

17. Оценка работы.

Детям предлагается провести самооценку по критериям:

«5» - на вопросы отвечали, стихотворение прочитали выразительно;

«4» - на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно;

«(*)» - не очень понравилась моя работа на уроке: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал невыразительно;

встаньте те, кто за свою работу не поставил себе оценку;

теперь - те, кто поставил оценку «4»;

теперь - те, кто поставил оценку «5».

Спасибо за урок!

Результатом работы по словесному рисованию стало то, что значительно увеличилась группа детей, обладающих образной речью, активизировался словарный запас школьников.

Дети научились находить в тексте образные средства языка: сравнение, эпитеты, олицетворение, метафоры. Многие ученики могут создавать словесное описание предмета, умеют чувствовать настроение героя и удивляться прочитанному, у них появился интерес к собственной устной речи.

Перспектива дальнейшей работы видится в том, чтобы использовать словесное рисование не только как прием развития речи, но и как прием анализа художественного произведения и формирования опыта творческого общения с лирическим стихотворением.

>